top of page
  • Фото автораВалентина Мелузова

Со слов благодарных потомков

Памятная дата - 75-летие Победы - даёт повод вновь открыть старинные альбомы, перечитать военные письма, заблистать фронтовым медалям и орденам. Два слова - «родная кровь», которая несет обычаи, традиции, характер, нравы, воспитание. От нее никуда не скроешься и не избавишься, потому что она бежит и в тебе, и в матери с отцом, и в бабушке с дедом, и во всех предках. Предки - единственная точка отсчета и возврата, которая родовой печатью ставится на каждом из нас. Забыть их, не поддерживать связь, не знать историю своих поколений, уходить от семейных проблем - это значит быть не собой, Человеком не быть.


Валентина Мелузова:

«У нас есть фотографии из семейного альбома, на которых изображены мои прадедушка Вершинин Михаил Васильевич и прабабушка Вершинина Анна Варнавьевна. Они оба родились в Носовой: дедушка 25 июля 1914 года, а бабушка – 15 октября 1916 года. Поженились, когда Анне было всего семнадцать лет.

В 1941 году моего прадедушку одним из первых в селе призвали на фронт. Он принял участие в сражениях под Москвой, Смоленском, Ленинградом, где в то время проходили наиболее тяжёлые бои.

Прабабушка не была участником военных действий, она работала в тылу: рыла окопы в соседней деревне, ходила на подсочку (на соснах ставили зарубки, из них в бочки стекала живица, которую отправляли на фронт). В свободное время подрабатывала пожарным.

В боях за советскую Родину лейтенант 18 гвардейского полка Михаил Васильевич в 1944 году получил пулевое ранение в ногу и его демобилизовали домой, где ждала его семья.

Наша семья с гордостью вспоминает своих предков и хранит фронтовые награды: медаль «За победу над Германией», «За участие в героической обороне Москвы».



Татьяна Жулина:

«Мой дед, Хлебов Александр Александрович, родился 20 июля 1924 года. На войну забрали в августе 1942 года. С марта 1943-го по апрель 1944 года воевал на Ленинградском фронте в 97-й Стрелковой дивизии 263-го Стрелкового полка в должности помощника командира Стрелкового взвода, имел звание сержанта. Был тяжело ранен, перенес двенадцать тяжелых операций, после которых остался инвалидом второй группы. Как активный участник Отечественной войны, он заслужил орден Красной Звезды, орден Отечественной войны 1 степени, орден славы 3 степени, медаль «За победу над Германией», медаль Жукова».



Юрий Корзунов:

«Мой прадед, Зернов Алексей Павлович, родился 18 февраля 1911 года в селе Носовая. На фронт был призван в возрасте тридцати одного года в мае 1942 года. В составе 50 армии Западного фронта участвовал в боях под Ржевом и на Курской дуге. В июле 1943 года был комиссован по ранению и после госпиталя вернулся домой. О войне он рассказывать не любил.

Сохранение памяти о подвиге моего прадеда, а равно как и других участников войны и тружеников тыла, для меня прежде всего гордость за проявленный ими героизм и мужество. Благодаря им мы можем жить под мирным небом, учиться и работать, создавать свои семьи и воспитывать подрастающие поколения. Информацию о призыве и боевом пути моего прадеда мне пришлось собирать буквально по крупицам на портале «Память народа».


Татьяна Рубчикова:

«Часто вспоминаю, как мы в детстве собирались всей семьей в доме Ураловых на День Победы, дни рождения и когда приезжал мой дядя Саша из Казахстана. Дедушка играл на именной тальяночке, под звуки которой мы с сестрой Наташей кружились в чудесном вальсе. Мои тети Люба и Таня заводили любимую частушку: «Шура, Шура, Шурьева,

Я сегодня дежурила.

Вы на парочку стояли,

А я караулила».

Мой дед, Уралов Михаил Петрович, родился в Носовой 21 февраля 1914 года. В 1941 году его забрали на Калининский фронт под Москвой. В ту холодную зиму сорок первого года он отморозил пальцы на ногах. В Москве ему сделали несколько операций, а затем отправили в госпиталь в Саратов. До 1949 года Михаил Петрович проработал в Алтайском крае, в городе Барнауле. Моя бабушка Анна подарила ему восьмерых детей.

Дедушка знал очень много песен, одна из наших любимых была:

«Когда б имел златые горы

И реки, полные вина,

Все отдал бы за ласки, взоры,

Чтоб ты владела мной одна…»


Денис Белов:

«Мой дед, Белов Василий Иванович, родился 25 июня 1925 года. Он окончил четыре класса Носовской школы и стал работать. Из армии вернулся командиром противотанкового расчета. В 1943 году Василия Ивановича забрали на Белорусский фронт. В ходе наступления под городом Мозырем он получил тяжелое ранение: оторвало правую руку, множество осколочных ран правой стороны лица и тела. Целый год был в госпитале, после чего его назначили командиром пулеметного расчета. Мой дед награжден орденом Красной Звезды, медалью «За отвагу», орденом Отечественной войны 1 и 2 степеней, орденом Славы 3 степени».


Светлана Ягудина:

«Мой дед, Баскаков Василий Степанович, родился 15 января 1896 года в деревне Быструха. Он прошел три войны: Первую Мировую, Финскую и Великую Отечественную. Будучи рядовым бойцом шестой роты второго батальона тридцать пятого отделения стрелковой бригады показал себя смелым, решительным воином. При наступлении батальона в районе города Вязьма даже при ранении смело шел вперед и обеспечивал продвижении роты. После перевода его красноармейцем в воинскую часть 835 показал себя заботливым уборщиком за больными и ранеными лошадьми, способствовал в восемнадцатидневный срок возвратить в часть 26 лошадей. После войны вернулся в село Носовая и до конца дней проработал ветеринаром. Воспитал пятерых детей. Он умер в возрасте восьмидесяти трех лет в 1980 году».


Воспоминания записала Валентина Мелузова.

Фото из соцсети ВКонтакте

2 просмотра0 комментариев
достижения-обложка_900х1320.jpg
FKGSBannerNumbers_300x500 px.jpg
cJyi5kkzQhw.jpg
Акция_Сообщи_где_торгуют_смертью_баннер.png
86,97_254 (pdf.io).jpg
bottom of page