15 февраля — памятная дата для нашей страны, когда с территории Афганистана в 1989 году вышли последние войска СССР. Для советского народа эта война длилась десять лет.
Мой рассказ о нашем земляке Сергее Демьяновиче Катышеве, жителе села Носовая, который познал тяготы этой войны, и его нелегкие армейские дороги прошли именно через пекло Афганистана.
Родился Сергей 2 февраля 1969 года в селе Носовая. После окончания 10 классов пошел учиться в лесной техникум, откуда его призвали в армию. «Учебка» находилась в городе Термез, самой южной точке СССР. Служба проходила с мая по ноябрь 1987 года. Далее, с ноября 1987-го по март 1988 года, – Кандагар, наводчик танков Т-54. Служба его заключалась в основном в сопровождении колонны, доставляющей продукты, оружие.
Вспоминаю… Я тоже присутствовала у Сергея на проводах, где собралась вся его родня, друзья. На столах было все уставлено пирогами, ватрушками, разносолами. Все гости желали легкой службы, пели застольные песни и, конечно, ту самую коронную песню для новобранца или, как у нас говорили, рекрута. «Как родная Сережу мать провожала, тут и вся его родня набежала...», – весело и под гармошку распевали слегка раскрасневшиеся от спиртного гости, покачиваясь из стороны в сторону. Сергей сидел в главном месте дома, в «красном углу», налысо побритый.
Места в доме было мало для танцев, вынесли магнитофон «Романтик» на улицу. Парни раздобыли большие колонки, намотали проводов к допотопному усилителю, и на всю окраину зазвучала танцевальная музыка. У нас, в Носовой, тогда многие ребята хорошо играли на гитарах, и мы, натанцевавшись вдоволь, выключив музыку, садились на лавочки возле гитаристов, подпевали. Потом место на лужайке занимала разноголосая гармошка. Женщины выходили в кружок, вставали друг за другом, накинув на плечи красивые платочки, пели частушки, двигаясь вперед мелкими шагами, размахивая руками. Никто не расходился по домам, все ждали того часа, когда нужно было отправляться Сергею. Шли всей толпой по улицам села, под гармошку, гитару звучали песни. Сергей шел впереди всех, улыбался. «Через две, через две зимы, через две, через две весны отслужу, отслужу, как надо, и вернусь», – пела толпа. А вот думал ли в то время худенький, небольшого роста мальчишка о том, что попадет в такое пекло, в ад? Наверное, нет!
Служба Сергея проходила под Кандагаром, в танковой роте. В письмах сын писал, что ничего здесь опасного нет, служба идет нормально. Мама Ольга Александровна, читая последнее письмо от сына: «Мама, нас сняли с точки, готовим танки к сдаче», смахнув слезу, подумала: «Неужели скоро домой?» Но вместо возвращения – срочная телеграмма: «Ваш сын находится в госпитале, в Ташкенте. Состояние тяжелое». Случилось это 9 апреля 1988 года...
Душманы атаковали колонну танков, в одном из которых находился Сергей.
«Завязался бой. Я заряжал снаряд, услышал рядом какой-то щелчок, затем вспышка. Не заметил, как начала тлеть на мне одежда. Мы втроем стали выбираться из танка. Открыли люк и сразу попали под обстрел. Все кубарем скатились в канаву, потом ползком в укрытие. Через несколько часов меня и товарищей отправили в медроту, находящуюся в Кабуле. Пройдя там первичное лечение, далее я был отправлен в Ташкентский госпиталь. Получил термический ожог с поражениями 30 процентов кожи, причем из них 16 процентов были глубокими, где поражены лицо, туловище, верхние и нижние конечности».
Сколько телеграмм, вестников беды, мчалось в нашу страну в то время, когда шла Афганская война! И ехали, и мчались в госпитали сраженные большим горем матери. Приехали в госпиталь к Сергею родители и старшая сестра Валентина. Сергей был в тяжелом состоянии. Медсестры рассказывали: «У вашего сына железное терпение, ни одной слезинки не проронит! Хотя диагноз ожогов был серьезным».
Родителям пришла благодарность от командира роты за воспитание сына. А орден Красной звезды и медаль «За боевые заслуги» Сергей получит спустя год после возвращения из госпиталя. Я несколько раз обращалась к Сергею с просьбой прийти к нам в ДК, чтобы рассказать моим ребятишкам про ту войну. Но Сергей, улыбаясь, тихим голосом отвечал: «Это очень страшно. Нет, не надо, не хочу снова вспоминать ее, проклятую, хотя она мне очень часто снится».
А ведь много сейчас живет тех, кто в наше мирное время познал тяготы войны, у которых нелегкие армейские дороги прошли именно через Афганистан. Какое мужество и героизм был у тех, кто выжил в пекле той войны, и тех, кто не вернулся. Многим ребятам эта война не дала разрешения на личную жизнь! Сергей живет в Носовой с мамой...
Мой рассказ называется «Живая память». Именно живая память, потому что живы те, кто воевал в Афганистане, Чечне, других «горячих точках». Живая, потому что память о погибших свято хранят их товарищи по оружию, их семьи и близкие. И именно такая память является одной из составляющих богатств души русского человека.
Татьяна Рубчикова.
с. Носовая.
Comments