top of page
vperedr

КОЛЯДКИ




Хочу рассказать об одном народном традиционном обряде нашего села Носовая – колядках. По роду своей деятельности, работая в сфере культуры, не могу упустить из виду и не поддержать все наши традиции и обряды. Каждый год с детьми ходим ряженые по домам, поем песни. Благо, интернет нам в помощь. Мы готовим небольшое выступление, минут на пять, заходим в дома самых гостеприимных хозяев. Проводим колядки всегда строго число в число, с 13 на 14 января.


Немного из истории. Колядование – это древний обычай, свойственный в основном славянским народам, в ходе которого группы колядующих, молодые люди, рядились различными животными, ходили по дворам, пели определенные ритуальные песни. Короче говоря, отдыхали и веселились. Но во всем этом веселье был свой сакральный смысл — призыв благополучия, плодородия и прочего позитива и благ. И, конечно же, люди приветствовали Коляду. Обряд состоял в своеобразном обмене дарами – дар на дар. Колядующие «дарили» крестьянскому дому благополучие на весь год, а хозяева отдаривали их пирогами, ватрушками, пивом, деньгами.

Начну свой рассказ с ряжения. Это древний (его упоминания есть в 12 веке) славянский обряд, характеризующийся переодеваниями, раскрашиванием лиц сажей, свеклой, углем и другими способами изменения внешнего вида. Чаще всего люди примеряли на себя образа нечистой силы, животных, различных существ, цыган и всех тех, на что хватало фантазии. Многие переодевались и раскрашивали лица порой даже до не-узнаваемости.

– А ты чей будешь, вроде у нас в деревне этаких-то и нету? – спрашивали хозяева дома у пришедших к ним колядовщиков, внимательно всматриваясь в раскрашенные лица.

Работа работой, но вспоминаю я в этом случае всегда свое детство, где колядование выглядело интереснее, массивнее и масштабнее. Желающих поколядовать было в то время очень-очень много, да и население Носовой превышало более двух тысяч жителей. Одних только учеников в школе насчитывалось около девятисот, учились в две смены из-за нехватки мест и классов. Поэтому образовывалось много колядующих групп и ватаг: дети, подростки, молодежь и молодые семьи. Короче говоря, было кому как удобнее и желаннее. Я за свою жизнь прошла три вида возрастных групп и расскажу по порядку, как мы готовились и ходили.

Первая группа – дети. Нас, детей, собирали мамы, включив всю свою фантазию, опыт и притащив в дом ворох старинной одежды из сундуков и чуланов. Мы заранее назначали для себя место сбора и время. Встретившись, сначала мы долго смеялись над каждым ряженым, даже не сразу узнавали по замазанным лицам, кто же это. Распределив роли прямо на ходу, заранее выучив с родителями все то, что полагается пропеть, хором репетировали перед походом:

– Сею, вею, рассеваю, с Новым годом поздравляю!

Тетушка, матушка, хлебца кусочек, мяска мосолочек.

Открывай сундучок, подавай пятачок!

Если нет пятачка, давай гривенничек!

Выходили мы днем, засветло. Заходили в дома, где было открыто, выступали и получали сладости, иногда нам давали деньги. Когда начинало темнеть, мы заканчивали свой поход и шли в один из домов, высыпали на стол из котомок угощения, мелочь и делили все пополам. Усталые и довольные, с размазанными бровями, которые были накрашены сажей или углем, с потерявшимися очертаниями свекольными щечками, мы добирались каждый до своего дома. Переодевшись и умывшись хозяйственным мылом, я с наслаждением вдыхала запах варившихся на железной печке пельменей. Накладывалась их целая тарелка с наваристым бульоном, и я, обжигаясь, торопливо рассказывала маме о том, как мы ходили по деревне, кто нас пустил, а кто и отругал. На полученные денежки мы покупали в школьном буфете ириски, конфетки, канцтовары.

Вторая группа – это когда я была подростком. Здесь процесс колядования немного менял свою форму и значимость. Собирались для переодевания в одном из домов, стаскивая весь хлам, тряпки. В предпочтении у нас были почему-то роли цыган. Ходить мы уже начинали в сумерках – стеснялись, вдруг женихи увидят нас, засмеют. Тогда многие уже запирали двери, но мы навязчиво стучали, многих даже обманывали:

– Кто там? – спрашивали нас хозяева.

– Теть Нюра, это я! Мама просит у тебя спичек упаковку, у нас закончились!

– Щас открою, только куфайку накину! – протяжно говорила тетя Нюра.

Стукал об косяк откинувшийся дверной крючок, мы выскакивали из-за угла крыльца и орали, пугая хозяйку:

– Сею, вею, рассеваю….

– Ах вы окаянные, обманули все-таки меня, старую, а я и забыла, что сегодня рядятся!

Мы проходили в дом, начинались поздравления, хозяева суетились, стучали ящиками комодов, доставали угощения. В холщовую сумку звенела мелочь, и мы выходили из дома. Тетя Нюра шла с нами, закидывала крючок на дверь и бубнила про себя:

– Это ведь надо, как нас проманули! – хлопала по бокам руками.

Завидев на улице компанию колядовщиков и зная, что они намного старше нас, убегали в сторону, прятались за дворами. Боялись. Бывали случаи, что подвыпившие молодежные компании таких, как мы, ловили, брали за руки, за ноги и кидали в глубокий сугроб. Попробуй-ка выберись! Снег залепит все лицо, пряники и конфеты рассыпаются! А «кассира» могли даже и обчистить. Было обидно до слез. Но мы не жаловались никогда и никому!

А вот колядование молодежной компании было еще интереснее: с баловством, даже с приключениями. Стаскивали в один дом все рядно, заранее придумав и распределив роли, там же и раскрашивали лица, надевали одежду. Парни выпивали для «храбрости и сугреву», и мы отправлялись по деревне «куролесить». К тому времени уже многие жители запирались от слегка надоевших им компаний детей и подростков, а тут еще молодежь была на подходе! Стучали мы до тех пор, пока нервы у нас или у хозяев не сдадут. Открывали. Выгребали для нас последние рубли, давали сало, чекушку, пирогов. После нас запирались не только на крючок, но еще и засов в сенях, по всей избе выключали свет. Были и такие, которые нам вообще не открывали, как мы ни шумели, ни ботали в двери сапогами. Тогда мы им «мстили»! Парни из дровяника приносили палки и запирали ими уличную дверь. И это было еще не все! Снимали с колодезного крючка ведро, приносили воды и обливали крыльчик. Утром бедные хозяева не сразу могли выйти из дома. Если же им все же удавалось сдвинуть палку-подпорку, то их ждало второе испытание – ледяное крыльцо. Второй же вариант выбраться из дома был со стороны двора, но там хозяев ждала коса снега с человеческий рост – вот задача! Попробуй вылезь! На выручку таким, «нелюбителям гостей», часто приходили на помощь соседи.

– Надо было впустить, дешевле бы обошлось! Пойдем, наливай за освобождение! – смеялся над горе-хозяином спаситель.

А те, кто пытался понаблюдать за нами из низких окон домов, видели наши прилипшие к окну носы и головы с банными вениками на них. Было смешно, бабки грозили нам кулаками, смеялись.

В окошко нас могли разглядеть, но только не узнать. Мы одевались, красились до неузнаваемости и вели себя раскрепощенно, но без фанатизма, конечно! У нас все знали, что с колядующими нельзя было ссориться. Почему? А ведь ряженых называли по-разному, однако одно название, и весьма говорящее, что это непростые гости. Почему непростые? Всё очень просто: считалось, что ряженые – это своего рода представители иного мира, души предков. Именно поэтому, когда они ходили по дворам, встретить ряженых нужно было хорошо и хорошо угостить. В противном случае они могли накликать неприятности на жадных хозяев.

Вот такие были колядки в пору моего детства и юности. Поэтому мы не должны сегодня забывать традиции предков, а бережно их хранить, рассказывать и уважать все то, что было накоплено за многие века. Дети должны знать о своих корнях, что поможет им прочно стоять на ногах в непростом современном мире!


Татьяна Рубчикова.

с. Носовая.

1 просмотр0 комментариев

Недавние посты

Смотреть все

В Нижегородской области с начала 2024 года состоялось более 180 гастрольных выездов по «Пушкинской карте»

В них приняли участие 27 ведущих учреждений культуры Нижнего Новгорода, Кстова и Дзержинска   В Нижегородской области с начала 2024 года...

Comments


достижения-обложка_900х1320.jpg
Макет_накопления 2.jpg
240x400_02.jpg
OtPg5WU_Kk4.jpg
1160х1760 УСНГ 100ppi CMYK.jpg
Баннеры_электронные_СМИ_210х300-01.jpg
bottom of page