top of page
vperedr

РАЗ В КРЕЩЕНСКИЙ ВЕЧЕРОК...



Новый год, Коляда и Святки для нас, носовских девчонок и мальчишек, были самыми интересными, долгожданными, окутанными волшебством, в ожидании чуда и, конечно, сказки. Да и как не верить нам, молоденьким и наивным девчонкам, в старинные гадания. Мама мне много рассказывала о видах гаданий, что да как все это делать. Я делилась с подружками перечнем гаданий, а те, в свою очередь, добавляли к моим полученным знаниям рассказы своих бабушек и мам, и у нас получалась целая плеяда святочных гаданий.


Итак, рассказ о том, как мы гадали в восьмидесятые. Собирались мы в тех домах, где на момент гадания не было родителей, которые уходили на «гульком» к соседям или родственникам. В приоритете были дома, имеющие «середники», или же дополнительные комнаты, отделенные сенями, имеющие печки-голландки.

Излюбленным и удобным местом для нас был дом Удаловых, тети Али и дяди Коли. Они были простыми и очень доброжелательными людьми, всегда нас привечали. Дочь их Марина была младше меня, но мы дружили, хотя многие из нашей компашки были разного возраста. Дружба наша складывалась прочно и надолго только благодаря общим интересам и идеям. Комната, где мы почти постоянно гадали каждый год, всегда была теплая и жилая, хотя все их семейство жило в большой избе. В этой комнате они крутили веревочку, где в углу стояли кровать с железной сеткой и стол. На подтопке шумел закоптелый чайник, всегда варилось что-то в алюминиевой полуторалитровой кастрюльке. Висело и лежало кругом мочало: на «вешале», замоченное в корыте и в куче лубков. Перед началом гаданий мы немного прибирались, сметали «мочальную рую» и бросали в подтопок. «Руя» – так называли мы осколки, остатки мочала, которые не были пригодны для веревочки, хотя многие потихоньку умудрялись прикрутить ее к основной мочальной нитке. Затем готовили всю атрибутику для нашего гадания. Первым делом, любимое и длительное гадание для нас, было гадание на бумаге. Брали кусок газеты, в руке скручивали и сжимали в виде кругляша, выкладывали на большое плоское блюдо или противень, выключали свет, поджигали. Держали напротив печки. Когда сгорала почти вся бумага, обретая очертания в виде теней на стенках подтопка, мы включали всю свою фантазию и изобретательность. Тени принимали очертания непонятных, а порой и четких фигур, бумага сгорала дотла, и мы приступали к гаданию. Крутили тарелку во все стороны, попутно придумывая к изображениям какие-то видения. «Смотри, смотри, а вот дом с забором!» – тыкая в печку пальцами, наперебой трещали мы. Очертания потихоньку менялись, пепел оседал, и каждый гадающий выдавал свою версию: «Не, это не дом, а гора, обрыв, и на горе ты стоишь с женихом, он на коленях перед тобой!» – объясняя тому, на кого гадаем.

От вращения тарелки, от нашего дыхания и движений пепел оседал полностью, но картинка все же вырисовывалась, самая последняя считалась решающей. Итак, из увиденного нами процесса горения бумаги создавалась целая история нашего будущего жития. И, скажу, у многих почти все сбылось, даже и у меня.

Интересное гадание было на перекрестке дорог. Помню курьезный случай. Собралось погадать среди нас вот именно в этот день что-то очень много желающих. Куча народу и куча… собак! Собаки бегали за своими хозяевами везде. Гадание состояло из кидания валенок. Выходили в центр слияния дорог, снимали с правой ноги валенок и через голову кидали назад. Валенок летел вперед на несколько метров, а мы всей гурьбой бежали к нему, чтобы посмотреть, в какую сторону деревни мысок валенка укажет, оттуда и жених у тебя будет.

Но вот незадача случилась у нас с несколькими товарищами! В «спринтерских» гонках первыми оказались не мы, а Шарики и Тузики! Весело играя и повизгивая, они схватили в зубы три валенка и рванули от улюлюкающей и визжащей толпы в сторону, наверное, думая, что мы с ними играем в «догонялки».

Намучавшись от бега по снегу, не найдя утащенную собаками обувь, «горе-гадальщиков» сажали в деревянные санки и везли домой. Дома скандал им был обеспечен!

Санки были у нас у многих, ведь мы их специально брали из дома, так как после этого гадания у нас был ритуал – покататься с горки возле бань. Народу было полно, больше трех человек не помещалось на санки, и мы садились друг на друга, типа «куча мала». А хотелось покататься всем, и тогда парни, постарше которые, пробирались по сугробам, задниками, к дяде Паше Курешову. У него была лошадь и хорошие длинные сани. Подкатив их к горке (народу туда помещалось больше десятка), крепко прижавшись и обняв впереди сидящего, отталкиваясь ногами, мы скатывались с визгом вниз, минуя прорубь. Поднимали гурьбой сани наверх, и всё повторялось заново. Накатавшись вдоволь и сильно замерзнув, собирались домой. Парни долго спорили, кому увозить сани к дому; в итоге получалось так, что сани часто оставались рядом с прорубью. Дядя Паша утром, надумавши запрячь лошадь, но, не увидев саней, а только их след, ведущий к баням, матюкаясь, возвращал сани ко двору. На вид он был щупленького роста, с длинной шеей, с огромными натруженными руками, был похож на подростка, но сила в нем была великая.

Придя домой, я снимала кучу замерзших снежных штанов с себя, ставила их у железной печки. Да, ставила, так как они были полностью ледяными! Смешно было наблюдать, как от тепла мои штаны постепенно спускались на пол, таяли. Грела раскрасневшиеся коленки, руки и садилась пить чай с малиновым вареньем.

Многие парни, раззадорившись от катания на санях, попутно раскидывали поленницу дров, а бывало, и две, три. Что это такое? Так тоже считалось обязательным ритуалом для местных парней, выражающих симпатию, а может, и любовь к девчонке. Утром, проснувшись, родители будили своих чад пораньше, до школы, и заставляли собирать раскиданные дрова по участку задворок. Но не ругались, улыбались, знали, что их доченька кому-то уже нравится.

Интересным были еще гадания с использованием обручального кольца. Надевали его на нитку, задавали вопросы. Если кольцо раскачивалось вертикально, то это означало, что «да», если горизонтально, то «нет».

Использовать зеркала и свечи мы боялись, так как с ними были связаны жуткие легенды и истории. Также не решались вызывать дух покойников. Самое смешное и нелепое гадание, я считаю, заключалось в обнимании забора. Раздвинув широко руки, мы обнимали забор, подружки считали количество штакетин. Если было четное число, то в этом году выйдешь замуж. Еще одно гадание было у нас на имя твоего будущего мужа. Пишешь на листочках имена мужские, кладешь под подушку и утром вытаскиваешь один из листочков с именем суженого. Проверено на себе! Работает!

В редких местах сейчас гадают девчонки на Святки, все больше в гаджетах зависают. Печатая этот рассказ, я словно побывала в своем детстве, до боли знакомом, в которое уже для всех нас дороги обратной не существует. Святки и связанные с ними обряды позабыты и позаброшены, но не выжечь никаким каленым железом из нашей памяти, из памяти нашего советского поколения эти воспоминания!


Татьяна Рубчикова.

с. Носовая.

1 просмотр0 комментариев

Недавние посты

Смотреть все

В Нижегородской области с начала 2024 года состоялось более 180 гастрольных выездов по «Пушкинской карте»

В них приняли участие 27 ведущих учреждений культуры Нижнего Новгорода, Кстова и Дзержинска   В Нижегородской области с начала 2024 года...

Comments


достижения-обложка_900х1320.jpg
Макет_накопления 2.jpg
240x400_02.jpg
OtPg5WU_Kk4.jpg
1160х1760 УСНГ 100ppi CMYK.jpg
Баннеры_электронные_СМИ_210х300-01.jpg
bottom of page